Последние два года стали апокалипсисом для ритейлеров. Количество банкротств в отрасли значительно увеличилось за годы пандемии 2020 и 2021 годов. Ритейлерам, которые выжили и все еще присутствуют на рынке, пришлось адаптироваться к новой реальности и разработать цифровые инструменты, такие как онлайн-покупки и услуги самовывоза в магазине. Стало очевидным, что даже если мир медленно приходит в норму, клиенты уже привыкли к этим относительно новым услугам. Тем не менее, они также ищут уникальный опыт в магазине.
Количество клиентов, предпочитающих совершать покупки онлайн, в 2020 г. интенсивно росло. Тем не менее, в 2021 г. электронная коммерция вернулась к относительно нормальному уровню, хотя и выше, чем до пандемии (почти 21% рынка). В конце года аналитики констатировали, что тенденция к закрытию магазинов замедлилась, и все больше и больше ритейлеров стремятся вновь открыть обычные магазины.
Это ведет нас к тому, что в 2022 году ритейлеры будут шире предлагать своим покупателям гибридную модель покупательского опыта: смешивать покупки в гипермаркете, онлайн и на бегу в минимаркетах и в конечном итоге предлагать им беспрецедентный клиентский опыт.
Вдобавок ко всему, важно понимать, что, если ритейлеры стремятся предоставить своим клиентам лучший клиентский опыт на всех уровнях, они должны начать с автоматизации процессов бэк-офиса. Эти процессы включают организационное управление и управление запасами в каждом магазине, управление категориями и пространством на основе систем, которые обеспечивают аналитику в режиме реального времени, аналитику производительности в магазине, мониторинг KPI, управление персоналом и другие.
Какие технологические тенденции в розничной торговле, как ожидается, будут расти в 2022 году?
Безголовая коммерция
Беспроблемный шопинг — новая норма для всех ритейлеров. Чтобы это произошло, им необходимо внедрить единый коммерческий подход, а также унифицировать структуру своих инструментов и программную архитектуру.
Термин «безголовая коммерция» впервые появился в статье Forrester Research в 2013 году. В этом отчете аналитики рекомендовали ритейлерам свободно совмещать продажу товаров и в магазинах оффлайн, и на электронных платформах.
Основная идея безголовой коммерции состоит в том, чтобы улучшить функциональность и гибкость системы и позволить ритейлерам легко продавать товары как через цифровые, так и через физические каналы. В результате клиенты получают прекрасное впечатление от покупок в магазине и в цифровом формате, количество человеческих ошибок уменьшается, а продавцы получают представление о моделях поведения своих клиентов из единого источника данных.
Искусственный интеллект и машинное обучение
Цепочка поставок — это индустрия, в значительной степени зависящая от данных. Однако человеку трудно просеивать груды необработанных данных и извлекать из них какую-либо информацию. Вот почему искусственный интеллект и машинное обучение пользуются большим спросом у ритейлеров.
Технологии искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения (МО) все чаще дают ритейлерам возможность проводить сложный анализ данных, сгенерированных в магазине, а затем принимать автоматические решения об ассортименте товаров, прогнозе спроса на каждую SKU для каждого магазина или склада, пополнении запасов, проводить автоматические аудиты розничной торговли.
Преимущества искусственного интеллекта и машинного обучения в управлении цепочками поставок в торговле включают прогнозирование спроса, прогнозирование доставки, сокращение ручного труда, планирование ресурсов, предотвращение мошенничества, оптимизированное управление закупками, оптимизацию затрат, сквозную прозрачность и многое другое.
Пандемия также высветила еще одну проблему, о которой ритейлеры знали задолго до этого. Нехватка кадров становится для них проблемой из года в год. Многие крупные и мелкие ритейлеры ожидают, что ситуация останется похожей и в 2022 году. ИИ и МО могут очень помочь, потому что, автоматизируя такие задачи, как отслеживание заказов, управление программами лояльности клиентов и общение с покупателями, ритейл может решить проблему нехватки рабочей силы.
Технология распознавания изображений
Традиционный процесс аудита в ритейле устарел. Это занимает много времени и обеспечивает очень низкий уровень точности. Распознавание изображений — одна из технологий, которая может помочь в автоматизации аудита. В 2022 году она станет важным фактором роста на рынке потребительских товаров (FMCG). Она также поможет повысить производительность отдела продаж, улучшить понимание состояния полки и предоставить рекомендации по увеличению продаж.
В Inspector Cloud мы считаем, что технология распознавания изображений на основе аналитики может иметь большое значение для компаний, производящих потребительские товары. И именно поэтому мы прилагаем все усилия, чтобы предлагать все больше и больше возможностей для платформы Inspector Cloud SaaS для ритейла. Мы видим, что 2021 год был годом, когда технология распознавания изображений была принята широким кругом FMCG компаний, включая PepsiCo и Henkel, которые успешно используют наши технологии искусственного интеллекта.